Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: Ц Ц Ц
Изображения Вкл. Выкл.
Настройки
Обычная версия
 

Обучение детей с ограниченными возможностями


По материалам информационно-аналитического доклада
"О положении детей в Саратовской области"
(по состоянию на 01.01.2011 г.)


В Саратовской области сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений представлена I-VI, VIII видами данных учреждений с общей плановой мощностью 3894 места.

На 1 января 2011 года в 24 специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах для детей с недостатками умственного и физического развития обучаются 2950 человека, из них 892 ребёнка из числа детей-инвалидов, в том числе:

- 11 школ-интернатов для детей с умственной отсталостью (1122 воспитанника, в том числе 114 детей-инвалидов);

- школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (135 воспитанников, 96 детей-инвалидов);

- школа-интернат для детей с нарушениями речи (204 воспитанника, 12 детей-инвалидов);

- школа-интернат для незрячих и слабовидящих (116 воспитанников, 98 детей-инвалидов);

- 3 школы-интерната для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей (352 воспитанника из числа детей-инвалидов);

- 6 школ для детей с умственной отсталостью (850 обучающихся, в том числе 220 детей-инвалидов).

В том числе в специальных (коррекционных) школах-интернатах обучаются 619 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На базе образовательных учреждений VIII вида Вольского, Балашовского, Энгельсского, Базарно-Карабулакского районов, Заводского и Ленинского районов г. Саратова созданы классы для детей с умеренной, глубокой умственной отсталостью (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект).

На конец 2010 года осваивают основное общее образование 48 учащихся с ограниченными возможностями здоровья I-VI видов, в том числе 34 человека имеют статус "дети-инвалиды".

С 1 сентября 2010 года организовано индивидуальное обучение 90 учащихся на дому в 12 общеобразовательных школах.

Направление детей в государственные специальные (коррекционные) учреждения осуществляется по заключению областной и районных психолого-медико-педагогических комиссий при согласии родителей или законных представителей.

Основными задачами и приоритетными направлениями работы ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" являются:

- проведение психологического, медицинского, логопедического обследования детей областного центра и муниципальных районов области;

- изучение уровня развития познавательной и личностной сферы, выявление умений и навыков по основным предметам школьной программы, а также определение образовательного маршрута.

Специалисты Центра обследуют и направляют на медико-социальную экспертизу детей, имеющих предварительные диагнозы "Умеренная умственная отсталость", "Тяжелая умственная отсталость", "Глубокая умственная отсталость".

Кроме того, специалистами Центра оказывается методическая и практическая помощь работникам образовательных учреждений и родителям по организации психологической, логопедической, социальной помощи детям. На базе Центра проводятся семинары, посвященные социализации детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании, для руководителей, психологов и логопедов интернатов, детских домов и коррекционных школ области.

В специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах области права воспитанников из числа детей-инвалидов на образование обеспечиваются с учётом медицинских показаний. В учреждениях проводится психологическое, логопедическое и медицинское обследование детей с ограниченными возможностями с целью изучения уровня развития познавательной и личностной сферы, выявления умений и навыков по основным предметам школьной программы. Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, занятия ЛФК, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. На уроках трудового обучения дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Основной целью деятельности профессионального училища-интерната для инвалидов является оказание образовательных услуг инвалидам в возрасте от 15 до 40 лет, проживающим на территории как Саратовской, так и других областей страны.

Профессиональное училище-интернат имеет статус специального образовательного учреждения и входит в состав учебных заведений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Все учащиеся находятся на полном государственном обеспечении и получают пенсию в полном объёме. Для обучения инвалидов с нарушением слуха персонал училища укомплектован специалистом-сурдопереводчиком.

Подготовка инвалидов ведется по нескольким специальностям: обувщик, швея, закройщик женского и детского легкого платья, художник по художественной росписи по дереву, оператор ПК.

В области разработано Положение о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся IX (XII) классов государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VI видов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, в 2011 году. В целях установления единых требований по организации обучения на дому в государственных образовательных учреждениях области, разработаны методические рекомендации о порядке предоставления учащимся права индивидуального обучения на дому и проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, обучающихся на дому.

Принимаются меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся. В целях укрепления материально-технической базы специальных (коррекционных) учреждений в 2010 году проведены работы по устранению нарушений пожарной безопасности в 15 специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа на общую сумму 17416,6 тыс. рублей.

В 2010 году продолжена работа экспериментальной площадки "Психологическое сопровождение формирования социальной компетентности учащихся с особыми образовательными потребностями в целях интеграции в современный социум" на базе ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей" г. Саратова.

Целью деятельности площадки является создание условий для успешной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в современный социум. Проведенная работа оказала положительное влияние на формирование адекватной самооценки коммуникативных возможностей учащихся, стремление к развитию коммуникативных умений и навыков. Результатом работы экспериментальной площадки стали:

- повышение социальной активности учащихся, коэффициент вовлеченности учащихся составил 100% (2009 г. – 96,85%; 2008 г. – 81,64%);

- повышение социальной успешности выпускников, 100% выпускников продолжают обучение в высших и средних профессиональных учебных заведениях.

В целях создания условий для полноценной жизни и интеграции детей-инвалидов в общество, развития их способностей в рамках проекта поддержки детских домов и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Вернуть детство" организовано участие воспитанников коррекционных учреждений интернатного типа в региональных и окружных конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях.


Ссылки по теме: